Глоссарий

Основные понятия, связанные
с инновационными технологиями обучения

Академический календарь (Academic Calendar) – календарь проведения учебных и контрольных мероприятий, практик в течение учебного года с указанием дней отдыха (каникул и праздников).
Администратор автоматизированного сопровождения дистанционного обучения – специалист, осуществляющий контроль за наполнением базы данных и функционированием программы для ЭВМ «Автоматизированное сопровождение дистанционного обучения «Факел -1».
Академическая мобильность – перемещение обучающихся или преподавателей-исследователей на определенный академический период (включая прохождение учебной или производственной практики), как правило, семестр или учебный год, в другое высшее учебное заведение (внутри страны или за рубежом) для обучения или проведения исследований с обязательным перезачетом в установленном порядке освоенных образовательных программ в виде кредитов в своем вузе.
Академическая степень (Degree) – степень освоения обучающимися соответствующих образовательных учебных программ, присуждаемая им организациями образования по результатам итоговой аттестации.
Академический период (Term) – период теоретического обучения, выбираемый организацией образования в одной из трех форм: семестр, триместр, квартал.
Академический рейтинг обучающегося (Rating) — количественный показатель уровня овладения обучающимся программного материала, составляемый по результатам промежуточной аттестации (итогового контроля).
Академическая свобода – совокупность полномочий субъектов образовательного процесса, предоставляемых им для самостоятельного определения содержания образования по дисциплинам компонента по выбору, дополнительным видам обучения и организации образовательной деятельности с целью создания условий для творческого развития обучающихся, преподавателей и применения инновационных технологий и методов обучения.
Академический час – час равный 1 контактному часу (50 минутам) лекционных, практических (семинарских) занятий или 1,5 контактным часам (75 минутам) студийных занятий, или 2 контактным часам (100 минутам) лабораторных занятий и занятий физического воспитания, а также 1 контактному часу (50 минутам) всех видов учебных практик, 2 контактным часам (100 минутам) всех видов педагогических практик, 5 контактным часам (250 минут) всех видов производственных практик.
Активные раздаточные материалы (АРМ) (Hand-outs) – наглядные иллюстрационные материалы, раздаваемые в процессе занятия для мотивации обучающегося к творческому успешному усвоению темы (тезисы лекций, ссылки, примеры, глоссарий, задания для самостоятельной работы и др.).
Анимация компьютерная – динамичная графика, основанная на применении различных динамических визуальных эффектов (движущиеся картинки, выделение цветом, шрифтом отдельных элементов схем/таблиц и т.п.); синтез динамических изображений, создающих иллюзию движения на экране дисплея.
Ассистент, доцент, профессор (Assistant Professor, Associate Professor, Professor) – должности профессорско-преподавательского состава в высших учебных заведениях.
Аудиоконференция – одна из информационных технологий, предполагающая речевое взаимодействие удаленных друг от друга студентов и преподавателей (тьюторов), осуществляемое в реальном режиме с помощью телекоммуникационного оборудования.
Аудиолекция – вид учебных материалов, представленных как неинтерактивный аудиоряд.
Аудиоприложение – аудиозапись, чаще всего представляющая собой небольшие монологические комментарии преподавателя к некоторым схемам, таблицам, иллюстрациям и т.п.

Бакалавр, магистр, доктор (Bachelor, Master, Doctor) – академические степени, присуждаемые лицам, освоившим соответствующие образовательные программы высшего и послевузовского профессиональных образований.

Браузер – клиентское программное обеспечение для визуализации Web-пространства с помощью гиперссылок.
Видеоконференция – одна из информационных технологий, предполагающая электронное интерактивное взаимодействие удаленных друг от друга студентов и преподавателей (тьюторов), осуществляемое в реальном режиме времени с помощью телекоммуникационного оборудования.
Видеолекция – вид учебных материалов, представленных как неинтерактивный видеоряд.
Виртуальные занятия – вид учебных занятий, обеспечиваемых онлайновыми и офлайновыми технологиями.
Гипермедиа — вид учебных материалов, представленных в электронной форме как гипертекст с мультимедиа дополнениями.
Гипертекст – информация, представленная в электронной форме как интерактивные тексты, связанные гиперссылками.
Дистанционные образовательные технологии — обучение, осуществляемое с применением информационных и телекоммуникационных средств при опосредствованном (на расстоянии) или не полностью опосредствованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
Двудипломное образование – возможность параллельного обучения по двум учебным планам (образовательным программам) с целью получения двух равноценных дипломов (Double Major) или одного основного и второго дополнительного дипломов (Major-Minor).
Европейская система трансферта (перевода) и накопления кредитов (ECTS) – способ присвоения зачетных единиц (кредитов) компонентам образовательных программ (дисциплинам, курсам, модулям), с помощью которых осуществляется сравнение и перезачет освоенных обучающимися учебных дисциплин (с кредитами и оценками) при смене образовательной траектории, учебного заведения и страны обучения.
Запись на учебную дисциплину (Enrollment) – процедура предварительной записи обучающихся на учебные дисциплины в порядке, установленном организацией образования.
Интерактивный электронный или мультимедиа курс (учебник)  учебный материал по данному курсу (учебнику), включающий гипертекст, мультимедиа и другие виды информационных технологий, обеспеченный системой навигации и Internet.
Интернет (Internet) – глобальная система компьютерных сетей.
Интранет (Intrаnet) – корпоративная сеть, использующая стандарты, протоколы и технологии Internet.
Информационная технология (ИТ) – система методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации.
Информационные ресурсы Internet — электронная почта, телеконференции, удаленные открытые читательские каталоги, виртуальные (сетевые электронные) библиотеки, онлайновые журналы, базы и банки данных, базы знаний и др.
Итоговая аттестация обучающихся (Qualification Examination) — процедура, проводимая с целью определения степени усвоения обучающимися объема учебных дисциплин, предусмотренных государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования.
Итоговая государственная аттестация обучающихся (Qualification Examination) — процедура, проводимая с целью определения степени усвоения обучающимися государственного общеобязательного стандарта соответствующего уровня образования, по результатам которой выдается документ об образовании (диплом).
Компонент по выбору (Electives) — элективные учебные дисциплины, изучаемые обучающимся по выбору в любом академическом периоде.
Контактное время при обучении по дистанционной образовательной технологии – время, отводимое на организованные формы учебно-познавательной деятельности, предполагающие непосредственный контакт обучающего и обучаемого.
Контент (информационное наполнение) — тексты, графика, мультимедиа и иное информационно значимое наполнение. Существенными параметрами информационного наполнения являются его объем, актуальность и релевантность.
Контроль учебных достижений обучающихся — проверка образовательных достижений обучающихся по конкретной дисциплине на основе контрольных заданий различного вида (письменных работ, тестов, практических работ, портфолио, устных опросов и др.); он подразделяется на текущий контроль, рубежный контроль и итоговый контроль.
Конференция, дискуссионная группа — сетевой форум пользователей, организованный для ведения дискуссий и обмена новостями.
Кредит (Credit, Credit-hour) — унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося / преподавателя.
Кредитная технология обучения – обучение на основе выбора и самостоятельного планирования обучающимися последовательности изучения дисциплин с использованием кредита как унифицированной единицы измерения объема учебной работы обучающегося и преподавателя.
Локальные учебные материалы  печатная продукция, аудио- и видеозаписи на магнитной ленте и информация на машиночитаемых носителях (дискеты, жесткие и лазерные диски).
Общеобразовательные дисциплины – ООД (General Education Requirement – GER) – циклы социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин.
Обязательный компонент (Core Subjects) — дисциплины, изучаемые студентами в обязательном порядке по программе обучения.
Онлайновые технологии (on-line tehnology) – средства коммуникации сообщений в сетевом информационном пространстве, обеспечивающие синхронный обмен информацией в реальном времени.
Описание дисциплины (Course Description) — краткое описание дисциплины (обычно состоит из 5-8 предложений).
Офис Регистратора (Office of Registrar) – служба, занимающаяся регистрацией всей истории учебных достижений обучающегося и обеспечивающая организацию всех видов контроля знаний и расчет его академического рейтинга.
Офлайновые технологии (off- line tehnology) – средства коммуникации сообщений в сетевом информационном пространстве, обеспечивающие асинхронный обмен информацией.
Постреквизиты (Postrequisite) — перечень дисциплин, для изучения которых требуются знания, умения и навыки по завершении изучения данной дисциплины.
Пререквизиты (Prerequisite) -— перечень дисциплин, содержащих знания, умения и навыки, необходимых для освоения изучаемой дисциплины.
Программа дисциплины (Syllabus) – учебная программа, включающая в себя описание изучаемой дисциплины, цели и задачи, краткое ее содержание, темы и продолжительность каждого занятия, задания самостоятельной работы, список литературы, время консультаций, описание рейтинговой оценки знаний обучающихся, требования преподавателя.
Программа для ЭВМ «Автоматизированное сопровождение дистанционного обучения «Факел-1» — автоматизированная система для организации, контроля и сопровождения учебного процесса по дистанционной образовательной технологии.
Рубежный контроль успеваемости (Midterm Examination) – периодическая проверка учебных достижений обучающихся, проводимая согласно утвержденному академическому календарю преподавателем, ведущим учебные занятия.
Самостоятельная работа обучающегося (СРО) – работа по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями, контролируемая в виде тестов, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов, сочинений и отчетов.
Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя (СРОП) (Office Hours) – работа обучающегося под руководством преподавателя, указанная в расписании.
Сетевые учебные материалы — сетевые версии мультимедиакурсов, материалы, имеющиеся в Интернет.
Средний балл успеваемости (Grade Point Average – GPA) – средневзвешенная оценка уровня учебных достижений обучающегося за один учебный год по выбранной программе (отношение суммы произведений кредитов на цифровой эквивалент баллов оценки промежуточной аттестации по дисциплине к общему количеству кредитов за текущий период обучения).
Текущий контроль успеваемости – систематическая проверка учебных достижений обучающихся по каждой теме и/или разделу учебной дисциплины, проводимая обучающим преподавателем.
Транскрипт (Transcript) — документ установленной формы, содержащий перечень пройденных дисциплин за соответствующий период обучения с указанием кредитов и оценок в буквенном и цифровом выражении.
Тьютор (Tutor) — преподаватель, ведущий учебные занятия, осуществляющий руководство самостоятельной работой обучающихся, а также контроль выполнения ими индивидуального учебного плана и усвоения учебного материала.
Тьюторский класс – класс, оснащенный компьютерами, видеомониторами и другими информационно-коммуникационными средствами и предназначенный для ведения тьюторами образовательного процесса в сетевом режиме.
Учебно-методический комплекс (УМК) – вид издания, включающий в себя программу дисциплины и учебно-методические материалы по курсу.
Учебные достижения обучающихся – знания, умения, навыки студентов, приобретаемые ими в процессе обучения и отражающие достигнутый уровень развития личности.
Учебный план (Curriculum) – основной документ, регламентирующий перечень и объем учебных дисциплин соответствующего уровня образования, порядок их изучения.
Форум – тема, представленная в сети Интернет для обсуждения и открытая для всех или для части участников.
Центральная часть аппаратного комплекса (сервер) — компьютер, или совокупность компьютеров, обеспечивающие размещение в упорядоченном виде контента, баз данных и доступ участников образовательного процесса к размещенной на нем информации посредством Интернет.
Чат – вид общения, обычно «текстовый», в режиме реального времени, когда пользователи пишут свои сообщения на доступной всем другим пользователям «виртуальной доске».
Эдвайзер (Advisor) — преподаватель, выполняющий функции академического наставника обучающегося по соответствующей специальности, оказывающий содействие в выборе траектории обучения (формировании индивидуального учебного плана) и освоении образовательной программы в период обучения.
Электронный банк знаний  совокупность программных и дидактических средств учебного и научного назначений, связанных системой автоматизированного управления учебным процессом и документооборота.